disop

Фрезерный станок ЧПУ на основе УСП-12

100 повідомлень у цій темі

Поздравляю всех форумчан с Новым Годом, желаю всем нам в наступившем 2017 Sсhaublin'ы и Riken'ы в каждой мастерской, а также много стружки и масла!

Тем временем продолжаю работу над своим станочком. Разобрал и почистил узел планшайбы (поворотный стол 240 мм + делительный диск). Элементы в очень хорошем состоянии. Продавались как "новые с хранения" - похоже, так и есть, причем хранения неплохого. Шаг делительного диска - 15 градусов.
IMAG0048.jpg

 

Переходим к оси Z - в ее качестве используется готовый промышленный линейный актуатор. Несколько фотографий узла внизу. К сожалению, сам актуатор выполнен из какого-то алюминиевого сплава, кроме того - шариковые направляющие выглядят весьма хлипко и не внушают доверия для серьезных нагрузок. Тем не менее, пробовал положить на платформу актуатор железку кг в 20 весом и покрутить колесико на валу шагового двигателя - разницы в сопротивлении между холостым ходом и ходом под нагрузкой не ощутил, люфтов тоже. Думаю, для обработки дюраля жесткости этого узла все-таки хватит.

IMAG0049.jpg

IMAG0056.jpg

IMAG0053.jpg


Сам актуатор достался мне изначально закрепленным на плите из стали 10 мм толщины. Отделяем плиту от актуатора и понимаем, что крепится она на всего лишь на четырех болтах, да еще и с дюймовой резьбой (чуть меньше 5 мм в диаметре). Есть возможность просверлить еще 4 отверстия для дополнительного крепления - обязательно так и сделаю. Кроме того, существующие резьбовые отверстия в плите пересверлю бОльшим диаметром и нарежу резьбу М6. Болты, естественно, тоже заменю на М6 с классом прочности повыше.
IMAG0058.jpg

 

Прикладываю плиту к существующему поворотному столу... мда, "маловато будет". Стол нужно явно побольше габаритами, да и крепиться к "угловым" пазам не особо удобно. Вспоминаем, что на OLX некоторое время назад продавался поворотный стол диаметром 360 мм с "крестовыми" пазами, звоню продавцу - к счастью, еще не вынесли, заказываю.

Прикидываю, каким образом плита актуатора будет крепиться к поворотному столу. Вариантов немного - притянуть полноразмерными болтами М12 не получается, гайки сверху не влазят. Со шпильками та же проблема. Единственный вариант, который нашел - в пазы стола УСП разместить сухари с резьбой М8 и уже к ним прикрутить плиту актуатора. Сухари помещать как в горизонтальных, так и в вертикальных пазах, чтобы зафиксироваться от сдвига по обеим осям.

Исходя из этого, размечаю и сверлю крепежные отверстия на плите диаметром 8 мм и шагом 60 мм. Ошибки в разметке стараюсь минимизировать путем применения максимально жесткого инструмента - разметочного блока из принадлежностей к КМД и собственно плитки в 60 мм. Все построения произвожу исключительно этим циркулем, тем более что по теореме Мора-Маскерони все, что можно построить циркулем и линейкой - можно построить и одним циркулем :) А вот со сверлением хуже - мой крохотный сверлильный станочек весело сверлит в стали отверстия диаметром 4 мм, с напряжением - 6 мм, а вот 8 мм явно за пределами его возможности. Пришлось каждое отверстие рассверливать последовательно сверлами 4-6-8 мм, с изрядным количеством масла и кучей стружки. Но тем не менее, получилось.
IMAG0061.jpg

IMAG0062.jpg

 

Следующие этапы проекта - сборка оси Z (нужно найти и заказать сухари и подходящие к ним винты) и прикидывание переходной плиты "актуатор - шпиндель". После установки шпинделя полностью соберу столик (установлю винты, лимбы и рукоятки) и получу станок с моторизованной осью Z и ручными приводами по X и Y. Ну а что, на треть уже ЧПУ :) Затем буду разбираться с сервоприводами и редукторами для них.

 

Спасибо,

Юрий.
 

4

Поділитися повідомленням


Посилання на повідомлення
Поділитися на інших сайтах

Пришла круглая плита УСП-12 диаметром 360 мм - большая, тяжелая. Еще новая - даже в промасленной бумаге.
IMAG0065.jpg

 

На выходных пойду в мастерскую устанавливать на плиту существующую ось Z, которая сделана из актуатора. А пока размышляю о будущей реализации полноценной оси Z. Один из вариантов - сделать ее на линейных направляющих (рельсах) типа Hiwin и подобных. У рельсов HGR25 как раз и ширина приличная, и расстояние между крепежными отверстиями 60 мм - совпадает с шагом отверстий УСП-12.

Сразу же вижу проблему с поперечной фиксацией рельс - мало того, что на плите УСП они будут крепиться только болтиками, так еще и из-за 12мм паза, который будет находиться точно под рельсой из 25 мм ширины под опору останется несчастных 13мм - по 6.5 на сторону. Опять же - "маловато будет". С другой стороны - пазы в УСП выполнены с высокой точностью, недостижимой в домашних условиях и являются идеальным вариантом для поперечной фиксации. Вот только ширина не совпадает, и глубина приличная... Имеем классическое изобретательское противоречие.
Что на эту тему говорит  теория решения изобретательских задач (ТРИЗ)? "Вместо действия, диктуемого условиями задачи, осуществить обратное действие". Вот и решение - прошлифовать на установочной стороне рельс выступ 12 мм шириной и 2-3 мм высотой (надо мерять). Этим выступом рельс будет устанавливаться в паз УСП, что одновременно обеспечит точное позиционирование рельса и фиксацию от поперечного смещения. По высоте запас тоже остается - для 25-х рельсов размер H1 на чертеже составляет 7 мм. Красным показаны места, которые нужно сошлифовать.
hiwin_rail.gif

 

Естественно, что прошлифовывать буду не дома и болгаркой - отдам "на сторону" на плоскошлиф. Технологических проблем не вижу - длина рельса в пределах 300 мм, подлезть шлифовальным кругом вроде как тоже можно. А вот не поведет ли рельсы после такой шлифовки - вопрос. Они же наверняка каленые не на всю глубину.
 

Спасибо,

Юрий.

Змінено користувачем disop
2

Поділитися повідомленням


Посилання на повідомлення
Поділитися на інших сайтах
1 минуту назад, alexandr_st+ сказал:

Попробуйте рассмотреть вариант изготовления технологических стальных проставок под рельсы.. Стальные полосы мм20-30 толщиной, предварительно прошлифованные, прикрутить к усп, предварительно зафиксировав их сухарями. Затем прошлифовать по месту посадочные плоскости под рельсы и никаких проблем

Спасибо за идею! А на этих проставках соответственно прорезать канавки под сухари, верно?

0

Поділитися повідомленням


Посилання на повідомлення
Поділитися на інших сайтах

@alexandr_st+ , спасибо, добавим в копилку вариантов. Еще вопрос, точнее два.

 

1. После установки и прошлифовки полос конструкцию можно разбирать или уже не стОит?

2. Есть ли какие-то особые требования к материалу и термообработке полос? Сталь 45 некаленая пойдет или надо что покруче?

0

Поділитися повідомленням


Посилання на повідомлення
Поділитися на інших сайтах

@alexandr_st+ , еще раз спасибо! Потихоньку буду искать грамотного шлифовщика, а пока продолжаю собирать станочек из того, что есть.

0

Поділитися повідомленням


Посилання на повідомлення
Поділитися на інших сайтах

Возможно  бует полезно, материал для создания файла любезно предоставлен топикстартером disop

 

Змінено користувачем Stebium1
0

Поділитися повідомленням


Посилання на повідомлення
Поділитися на інших сайтах

Для продолжения работы над станком нужны были крепежные элементы УСП, в первую очередь - высокие сухарики. Спасибо форуму и барахолке на нем - нашел продавца, скупил у него все оставшиеся сухари и установочные винты к ним. Теперь крепежа целая куча - можно спокойно экспериментировать.
IMAG0067.jpg

Конструируем колонну. Устанавливаем угольник на сухари и тут же видим первую проблему - поперечный паз в угольнике ни с чем не стыкуется на плите станины. В результате колонна никак не зафиксирована от смещений "влево-вправо".

IMAG0073.jpg

Пытаемся соорудить из имеющихся в наличии элементов УСП фиксацию колонны от поперечного сдвига. Через кубики с каждой стороны угольник упирается в уголки 120х90мм, прикрученные к боковым поверхностям плиты. Шпонок между болшим угольником и кубиками нет - там их просто некуда ставить.

IMAG0077.jpg

 

То же с уголками сверху (уголки нагрузки не несут - исключительно для эстетики, "чтобы слон не кончался внезапно").

IMAG0078.jpg

Как считаете - имеет смысл подобная конструкция? Или плюнуть на красоту и симметричность и сместить угольник на 30мм в одну из сторон, чтобы зафиксировать его штатными средствами?
 

Спасибо,

Юрий.

Переводим ось Z с дюймового на метрический крепеж. Существующие отверстия рассверливаем и развертываем (вдруг когда-нибудь надумаю закреплять призонными болтами), углубления под шляпки винтов тоже рассверливаем до 10 мм:

IMAG0083_2.jpg

 

В ответной пластине сверлим четыре недостающие отверстия, еще четыре существующих рассверливаем до диаметра 5 мм. Нарезаем резьбу М6:

IMAG0079.jpg
 

Скрепляем все вместе. В дальнейшем буду использовать каленые болты класса прочности 12.8, пока скрепил на 8.8 - чтобы понять, все ли сходится и совпадает. Все совпало и сошлось. Теперь вместо четырех дюймовых болтиков меньше 5 мм в диаметре актуатор крепится на восьми суровых "советских" болтах М6. При этом функциональность совершенно не пострадала.

IMAG0082_1.jpg

1

Поділитися повідомленням


Посилання на повідомлення
Поділитися на інших сайтах

Естественно сместить колонну в пазы. Зачем плодить сущности без надобности :)

0

Поділитися повідомленням


Посилання на повідомлення
Поділитися на інших сайтах
1 минуту назад, -Pj- сказал:

Естественно сместить колонну в пазы

Тоже склоняюсь к этому варианту. Вчера еще одна идея появилась - подложить плитку 240х120х60 мм под основание угольника и кое-что сместить. Это позволит и избавиться от двух прокладок на колонне сверху, и зафиксировать угольник стандартным способом, и симметричность сохранить. На следующих выходных попробую.

 

Расконсервируем плиту 360 мм - обдираем бумагу, смываем консервант бензином. Плита в прекрасном состоянии - кое-где заметны лишь незначительные потемнения:

IMAG0085.jpg

IMAG0086.jpg

 

Расставляем сухари - 2 длинных и 6 коротких. Я бы использовал и все 8 длинных, но те, что у меня есть - слишком высокие и при затяжке поднимаются над плитой.

IMAG0088.jpg

IMAG0091.jpg

 

В переходной плите рассверливаем отверстия под головки винтов 12 мм. Точнее, расковыриваем - зажать сверло 12 мм получилось только в перфоратор. Устанавливаем переходную плиту на стол УСП, затягиваем все болты. Головки центральных болтов все равно немного выступают над поверхностью - нужно будет укоротить их на 1-2 мм на точиле или дремелем.

Отверстия по краям переходной плиты - от предыдущего владельца, в моей конструкции не используются.

IMAG0092.jpg

 

Прикручиваем актуатор, чтобы еще раз проверить - все ли становится на свои места.

IMAG0093_1.jpg

 

Сверху прикладываем шпиндель и видим узел оси Z практически в сборе. Остается придумать и заказать переходную плиту между кареткой и шпинделем.

IMAG0096.jpg

IMAG0094.jpg

1

Поділитися повідомленням


Посилання на повідомлення
Поділитися на інших сайтах

Пробуем новый вариант крепления колонны - чтобы и симметричность не нарушать, и стандартные варианты крепления использовать. Для этого расширяем станину дополнительной плиткой 240х120х60, сверху ставим еще одну, все это дело скрепляем угольниками. Заодно избавляемся от одной из прокладок 180х60х45 мм между колонной и поворотным столом.


Прикидываем без крепежа - вроде как получается:
IMAG0101.jpg

 

Переносим конструкцию на нужную сторону и собираем полную версию - с болтами, сухарями и шпонками, сухарей не жалеем. Фотографии послойно:

IMAG0103.jpg

IMAG0104.jpg

IMAG0105.jpg

IMAG0106.jpg

IMAG0109.jpg

Не хватает еще одной плиты 240х120х60 мм - уже дозаказал. И болты для установки колонны нужны более длинные - 3 шт хотя бы по 120 мм. Но даже с незатянутыми гайками конструкция практически не шевелится - сухари и шпонки делают свое дело.
 

Устанавливаем поворотную плиту 360 мм, прикручиваем переходную плиту и сервопривод оси Z:
IMAG0110.jpg

IMAG0111.jpg

IMAG0112.jpg

Результат выглядит жутковато, но жестко :) Если ЭТО не сможет резать сталь (естественно, с нормальной жесткой осью Z и низкооборотным шпинделем КМ2), то я уже не знаю, что сможет. А пока нужно сделать следующую переходную плиту между осью Z и шпинделем. Заготовки получил, запросы по мастерским разослал, жду оценки стоимости. Возможно временно сделаю эту плиту многослойной, из 3мм текстолита - он есть в наличии.

 

1

Поділитися повідомленням


Посилання на повідомлення
Поділитися на інших сайтах

Переходную плиту между осью Z и шпинделем в идеале нужно сделать из металла, отфрезеровать и даже шлифануть. Но это в идеале, а для первого запуска вполне подойдет и пластик. Поскольку подходящей по толщине пластины нет, решил собрать переходную плиту из нескольких слоев 3мм текстолита.
Нарезаем, складываем в пакет, размечаем и сверлим. Отверстия бОльшего диаметра предназначены для головок винтов.

IMAG0116.jpg

Собираем блок "переходная плита - шпиндель". Отрезано кривовато, потому что электролобзиком (на самом деле потому, что руки кривые, но в этом месте особая "ровность" детали не требуется).
IMAG0119.jpg

IMAG0118.jpg

 

Затягиваем винты с внутренним шестигранником и прикручиваем переходную плиту к оси Z. От души затягиваем винты:

IMAG0121.jpg


Устанавливаем ось Z на колонну.

IMAG0125.jpg

Рассверлил крепежные отверстия в столе до диаметра 12 мм, чтобы в них помещались винты УСП-12. Если собрать координатный стол (установить винты, лимбы и рукоятки) и окончательно закрепить все элементы УСП - первое приближение механики станка будет готово. Докупить частотник для шпинделя - и на этом уже можно как-то работать. По крайней мере выполнять координатно-сверлильные и простейшие фрезерные работы (вручную управляя осью Z маховичком на валу шагового двигателя), изготавливая недостающие детали для самого станка.А после установки контроллера шаговых движков на ось Z станок станет полноценным фрезерным. Пока ручным, но "боротьба триває" :)

 

Просьба ко всем читающим - может кто продаст шестигранник Ст45 19/22/24 мм? Нужно нарезать обычные шестигранные гайки М12х1.5 для соединения элементов УСП. Мастера нашел, а вот с металлом проблемы.

0

Поділитися повідомленням


Посилання на повідомлення
Поділитися на інших сайтах

Отличный проект и исполнение.

Я тоже любитель УСП.

PIC005162.jpg

1

Поділитися повідомленням


Посилання на повідомлення
Поділитися на інших сайтах

@Fler26 Еще бы пару подробных фоток

0

Поділитися повідомленням


Посилання на повідомлення
Поділитися на інших сайтах
6 часов назад, -Pj- сказал:

@Fler26 Еще бы пару подробных фоток

Это моя стойка для магнитной сверлилки 

PIC005160.jpg

С начала тоже думал вертикальную колонну делать монолитной но из за неимения такой пришлось выкручиваться из двух паралельных колон.PIC005161.jpg

Змінено користувачем Fler26
0

Поділитися повідомленням


Посилання на повідомлення
Поділитися на інших сайтах
15 часов назад, Fler26 сказал:

Отличный проект и исполнение.

Спасибо! Ваша идея с магнитной сверлилкой мне тоже очень понравилась. Вы только сверлили на этой стойке или пробовали и фрезеровать?

0

Поділитися повідомленням


Посилання на повідомлення
Поділитися на інших сайтах
2 часа назад, disop сказал:

пробовали и фрезеровать?

Пробовал в основном пазы но пока нет надежной фиксации по координатам Х и У 

В основном использую как расточной.

0

Поділитися повідомленням


Посилання на повідомлення
Поділитися на інших сайтах

Хорошая новость для всех любителей УСП-12, испытывающих недостаток в крепеже (особенно в шестигранных гайках М12х1.5). Такой же диаметр и шаг резьбы используется в автомобильных крепежных изделиях под названием "колесные гайки". Их можно найти в любом автомагазине, автобазаре и так далее - новые и б/у, открытые и закрытые. И цены весьма демократичные.

Змінено користувачем disop
0

Поділитися повідомленням


Посилання на повідомлення
Поділитися на інших сайтах
15 минут назад, disop сказал:

новость для всех любителей УСП-12, испытывающих недостаток в крепеже

Там же можно найти болты с профильной шляпкой. Если нет с шагом 1.5, можно брать с шагом 1.25 в комплекте с гайками (ВАЗ класика, крепление оси нижнего рычага)

0

Поділитися повідомленням


Посилання на повідомлення
Поділитися на інших сайтах
4 минуты назад, softm сказал:

metalvis.uа  - там также есть разные м12*1,5 (покупал 10-й класс для сборки стола чпушечки)

Да, там все хорошо, кроме конского минимального заказа. Разве что толпой скооперироваться.

0

Поділитися повідомленням


Посилання на повідомлення
Поділитися на інших сайтах

http://metalvis.ua/contacts/ - вот координаты их представительств. Розничные магазины есть только во Львове и Житомире. Написал в винницкое представительство по поводу заказа крепежа в розницу - по результатам отпишусь.

 

0

Поділитися повідомленням


Посилання на повідомлення
Поділитися на інших сайтах

Ответили по поводу региональных представительств - "здесь Вы получите высококвалифицированную помощь наших специалистов в подборе необходимого для Вас крепежа.  Количество заказа не ограничивается". То есть работают и в розницу, в ближайшее время подойду и закуплюсь.

1

Поділитися повідомленням


Посилання на повідомлення
Поділитися на інших сайтах

Тем временем пришла недостающая плита 240х120х60мм - устанавливаем на станину, скрепляем шпонками и стягиваем болтами. Имеющиеся в наличии болты слишком длинные - надо заказать подходящего размера. Параллельно собираем координатный стол - устанавливаем ходовые гайки, винты, недостающие лимбы и опоры. Защитные гофры пока не ставим - все равно конструкцию еще разбирать. Вот так выглядит механика станка в сборе:
IMAG0127.jpg

Пора переходить к электронике. В первую очередь для запуска шпинделя необходим частотный преообразователь. Огромное спасибо форумчанину с ником @Vibip за оперативную продажу и отправку частотника - в четверг я заказал устройство, в пятницу преобразователь уже был у меня. Производитель Toshiba, мощностью на полтора киловатта. Приличный запас - у меня шпиндель всего 0.5 кВт, но "много не мало". Тем более - всегда есть возможность взять шпиндель помощнее, перекинуть частотник на токарный станок или куда-то еще.
 

Установка граничного тока, минимальной и максимальной частоты, подключение, запуск... и первое разочарование. Шпиндель оказался весьма громким. Даже на 200 Гц звук достаточно сильный, а на максимуме (400 герц) шпиндель шумит громче пылесоса. Может, такой звук и должен быть - высокооборотный шпиндель я запускаю впервые в жизни, поэтому сравнить не с чем, а замерить уровень звука тоже нечем. Заметную долю в звуке составляет завывание воздуха в системе охлаждения - если прикрыть рукой входные отверстия вентилятора шпинделя, вой становится гораздо тише. По крайней мере, хруста и визга при работе шпинделя нет - значит, подшипники в порядке. А пока опустил нижнюю границу частоты - при 100 Гц шпинделя почти не слышно. В дальнейшем может перейду на китайский шпиндель 1.5 кВт с водяным охлаждением - по отзывам, водяные системы работают тише.

Нашел шпоночную фрезу 8мм из быстрореза, попробовал погрызть дюраль и даже поцарапать железо. По ощущениям - самым слабым местом будет колонна Z, как и предполагал. В остальной конструкции жесткости вполне хватает (несмотря на незатянутые гайки, незакрепленные тиски и явное несоответствие фрезы и режима резания). Момента небольшого полукиловаттного шпинделя, как не странно, тоже хватает - даже на малых для него оборотах. Может, частотник справляется, а может я просто не нагружал двигатель в полную силу.
 

Теперь (после затяжки всех гаек) нужно делать редуктора на координатный столик. Передаточное выбрал 1:5 - 1:6, исходя из оборотов сервопривода (3000 об/мин), шага ходового винта (2 мм) и потребной скорости подач (до 1000 мм/мин). Естественно, редуктор будет ременным, по одной из стандартных конструкций типа -%D1%80%D0%B5%D0%BC%D0%B5%D0%BD%D0%BD%D1


Единственное, что пока не могу понять - как в таких конструкциях регулируется натяжение ремня. Мне в голову приходит что-то вроде сдвига плиты с сервоприводом относительно второй плиты, но может кто подскажет готовые решения?

 

Спасибо,

Юрий.

0

Поділитися повідомленням


Посилання на повідомлення
Поділитися на інших сайтах
48 минут назад, disop сказал:

сдвига плиты с сервоприводом относительно второй плиты, но может кто подскажет готовые решения?

Не тогда перекосит подшипники или куча настроек, в реалии овалы болтов и посадки мотора, да и по тупенькому тянем мотор зажимаем винты фланца мотора.

Присмотритесь внимательно на картинке даже просвет есть в месте посадочного пояска мотора.

0

Поділитися повідомленням


Посилання на повідомлення
Поділитися на інших сайтах
1 минуту назад, WareEDM сказал:

картинке даже просвет есть в месте посадочного пояска мотора

Вот этого просвета очень хотелось бы избежать - думаю, не зря посадочный поясок так тщательно обработан. Порисую варианты в каком-нибудь Fusion и выложу.

0

Поділитися повідомленням


Посилання на повідомлення
Поділитися на інших сайтах

понравился этот вариант 

 

0

Поділитися повідомленням


Посилання на повідомлення
Поділитися на інших сайтах

Створіть акаунт або увійдіть для коментування

Ви маєте бути користувачем, щоб залишити коментар

Створити акаунт

Зареєструйтеся для отримання акаунта. Це просто!


Зареєструвати акаунт

Увійти

Вже зареєстровані? Увійдіть тут.


Увійти зараз

  • Зараз на сторінці   0 користувачів

    Немає користувачів, які переглядають цю сторінку