andrey_drabchuck

Методика тестирования неизвестного трансформатора \ Небольшой транс для ЛБП

25 повідомлень у цій темі

Нашёлся у меня ещё один транс без опознавательных знаков. 

Батя говорит, что делал его сам когда-то. Вроде как для зарядного для автоаккумов. Но по размеру он меньше, чем ОСМ-0,063, о котором я спрашивал ранее.

Так вот. Нужно же его протестировать и понять что из него можно выжать. 

Начал мерить. Благо обмотка только одна. 

Вот что у меня получилось. (правда мультиметр у меня так себе. и я его ещё немного подпалил в начале. так что может привирать.)

При 230 вольтах в розетке транс выдаёт на ХХ 17,5 вольт. 

Напряжение скажем так себе. Ни туда, ни сюда. И не 12, и не 24 в. для автоламп. Да и лам самих у меня нет. 

Ну что ж делать?!

А вспомнил я про спирали нихромовые, которые мне подарил @Сірко ещё в том году. Или в начале этого. Не суть важно. Они вроде как от фена. Диаметр проволоки 0.5 мм. 

Вот и их и решил использовать в качестве нагрузки. 

 

Немного про меритель. Как я сказал, напряжение в розетке, ХХ транса и напряжение под нагрузкой мерил китайским мультиметром DT-832. Ток нагрузки при подключённой спирали мерил токовыми клещами Ц4505. Где мерил ток: не на фазе из розетки перед трансом. А на соединяющих проводах от вторички до спирали. К сожалению, более точного прибора для измерения переменного тока у меня нет. 

 

Так вот что у меня получилось. (надеюсь разборчиво написал)

Скрытый текст

2017-08-12 15.38.07.jpg2017-08-12 15.38.13.jpg

 

Так же, во время измерений пробовал транс на нагрев. Пальцами. 

В итоге, после тока в 2А транс начал ощутимо греться. И это при том, что на улице не холодно. Было около 32 градусов. 

 

Считаю, что можно сделать вывод о том, что с транса долговременно можно снимать 2А (17.5В * 2А = 34 ватта). И около 3А кратковременно или с сильным обдувом (17.5В * 3А = 52 Ватта).

 

Вопросы.

1) Имеет ли место такая методика тестирования? 

2) Для вычисления мощности нужно брать напряжение ХХ (17.5 в) или для каждого тока своё напряжение?

 

ЗЫ Так же, для теста можно взять и нихром от обычной плитки. Просто у меня такие спирали были. 

 

0

Поділитися повідомленням


Посилання на повідомлення
Поділитися на інших сайтах

Надо измерять ток под нагрузкой и умножать на выходное напряжение трансформатора при этом самом токе. Оно будет куда ниже 17.5В ХХ. Транс тоже может греться по-разному. У него может греться железо и медь. Для вашего транса, скорее всего, выбрано меньшее сечение вторичной обмотки, чтобы намотка гарантированно влезла в имеющееся окно. Отсюда и нагрев. 2.5А можно долговременно снимать с провода сечением 1мм2 или Ф 1.2мм. Само напряжение 17.5В ХХ выбрано правильно для зарядного устройства под 12В АКБ.  

1

Поділитися повідомленням


Посилання на повідомлення
Поділитися на інших сайтах
2 минуты назад, 3121 сказал:

Надо измерять ток под нагрузкой и умножать на выходное напряжение трансформатора при этом самом токе.

Исходя из этого, при 2А , которые считаю долговременной нагрузкой, получается 15В * 2А = 30 ватт. Так?

2 минуты назад, 3121 сказал:

Транс тоже может греться по-разному. У него может греться железо и медь

Греется железо, которое "опоясывает" обмотки. Нужно было сделать фотки транса. Знаю, затупил.

 

4 минуты назад, 3121 сказал:

2.5А можно долговременно снимать с провода сечением 1мм2 или Ф 1.2мм

Да. Так и есть. Провод вторичной обмотки по штангелю 1 мм в диаметре. 

 

4 минуты назад, 3121 сказал:

Само напряжение 17.5В ХХ выбрано правильно для зарядного устройства под 12В АКБ

А разве при токе 2А можно сделать нормальный зарядник? 

0

Поділитися повідомленням


Посилання на повідомлення
Поділитися на інших сайтах

1.Так.

2. Если греется железо - это не гуд. Надо измерять ток ХХ в первичной обмотке. Похоже, что первичка недомотана (если перематывалась), зазор в сердечнике или ещё что-то. Транс близок к насыщению и железо греется сильнее меди. Если транс рассчитан и намотан правильно, то железо будет еле тёплым через час работы под нагрузкой. А обмотки будут либо тёплые, либо умеренно-горячие.

3. Нормальный - нет. Но можно сделать простенькую подзарядку когда не пользуетесь авто. Т.е. АКБ постоянно будет подзаряжаться  током в 1-2А и отключаться, кода батарея зарядилась. Это лучше, чем давать АКБ сесть в ноль, а потом экстренно заряжать "нормальной зарядкой". Но сначала надо разобраться с п.2.

Змінено користувачем 3121
1

Поділитися повідомленням


Посилання на повідомлення
Поділитися на інших сайтах
4 минуты назад, 3121 сказал:

1.Так.

Значит буду знать, что макс. нагрузка не больше 30 ватт. 

 

5 минут назад, 3121 сказал:

2. Если греется железо - это не гуд. Надо измерять ток ХХ в первичной обмотке. Похоже, что первичка недомотана (если перематывалась), зазор в сердечнике или ещё что-то. Транс близок к насыщению и железо греется сильнее меди. Если транс рассчитан и намотан правильно, то железо будет еле тёплым через час работы под нагрузкой. А обмотки будут либо тёплые, либо умеренно-горячие.

Можно решить проблему не куроча транс? Или только разматывать и перематывать первичку? 

Какие последствия использования транса в таком виде? Если не питать чувствительных схемы? 

0

Поділитися повідомленням


Посилання на повідомлення
Поділитися на інших сайтах
41 минуту назад, andrey.drabchuck сказал:

А разве при токе 2А можно сделать нормальный зарядник? 

Даже нужно.

Для зарядки кислотных аккумуляторов(автомобильных) зарядный ток 2А самое оно.Естественно по времени больше чем давать ему "под хвост" 5-6 А.

Первое что сделайте,как писали выше,померяйте ток ХХ.Можно померять сопротивление первички и сечение провода которым намотана. Рассчитать исходя из габаритов железа правильное ли кол-во витков намотано,или на меди сэкономили. Основная причина нагрева транса именно недомотка первички.

 

Змінено користувачем vlad69
0

Поділитися повідомленням


Посилання на повідомлення
Поділитися на інших сайтах

andrey.drabchuck, не совсем. Если транс недомотан, то использовать его нельзя ни на 30, ни на 20 Вт - устроите пожар. Можно подключить первичку через ЛАТР и амперметр. Далее снижаем ЛАТРом напряжение и следим за током. Как только транс выйдет из насыщения - ток упадёт до 30-50 мА. Это и будет нормальный ток ХХ. Теперь измеряем напряжение на входе. Положим, что оно 190В. Значит - на такое напряжение и намотана первичка. Можно домотать поверх вторички недостающие витки и соединить с существующей первичкой.

0

Поділитися повідомленням


Посилання на повідомлення
Поділитися на інших сайтах
12 минуты назад, 3121 сказал:

Можно подключить первичку через ЛАТР и амперметр. Далее снижаем ЛАТРом напряжение и следим за током. Как только транс выйдет из насыщения - ток упадёт до 30-50 мА. Это и будет нормальный ток ХХ. Теперь измеряем напряжение на входе. Положим, что оно 190В. Значит - на такое напряжение и намотана первичка.

Понял. Буду искать латр. Амперметр какого порядка нужен? Микроамперы, миллиамперы, амперы? 

0

Поділитися повідомленням


Посилання на повідомлення
Поділитися на інших сайтах
10 часов назад, 3121 сказал:

до 30-50 мА

это ж миллиАмперы. правильно? 

что-то я туплю.

0

Поділитися повідомленням


Посилання на повідомлення
Поділитися на інших сайтах

Лучше ЦЭшку, можно цифровой мультиметр с переключением пределов измерения. Нормальный ток ХХ для вашего транса будет в десятках миллиампер. Но сейчас - х.з. какой он. Может быть и 0.5А и больше.

0

Поділитися повідомленням


Посилання на повідомлення
Поділитися на інших сайтах
38 минут назад, 3121 сказал:

можно цифровой мультиметр с переключением пределов измерения

Вот давно хотел себе такой мультиметр купить. https://www.olx.ua/obyavlenie/dt-9205a-multimetr-professionalnyy-IDu6ar4.html#cdb8e715ce вот теперь жалею, что не купил. 

Ладно, поищем 

0

Поділитися повідомленням


Посилання на повідомлення
Поділитися на інших сайтах

Шо, проблема змотати витки?

Буває шо домотати нема місця.

А змотати завжди можна.

0

Поділитися повідомленням


Посилання на повідомлення
Поділитися на інших сайтах
10 минут назад, andrey.drabchuck сказал:

Вот давно хотел себе такой мультиметр купить.

Ну, если на один раз померить, то можно не покупать. Спросите по друзьям-соседям. 

 

5 минут назад, Roma сказал:

Шо, проблема змотати витки?

В смысле - смотать? Их, похоже, и так не достаточно. 

0

Поділитися повідомленням


Посилання на повідомлення
Поділитися на інших сайтах
4 минуты назад, 3121 сказал:

Ну, если на один раз померить, то можно не покупать. Спросите по друзьям-соседям. 

Да это сарказм-шутка. Конечно, сначала по друзьям пробегусь :)

0

Поділитися повідомленням


Посилання на повідомлення
Поділитися на інших сайтах
22 часа назад, 3121 сказал:

Можно подключить первичку через ЛАТР и амперметр

А если ЛАТРа нет, можно использовать кнопку от дрели? 

0

Поділитися повідомленням


Посилання на повідомлення
Поділитися на інших сайтах

Ну что ж у вас ничего нет то? Кнопку от дрели теоретически использовать можно, только что будут показывать приборы при резанной синусоиде - х.з. Если без ЛАТРа - поищите пока чем ток померить. Хотя бы при номинальном напряжении сети. Тогда разговор будет более предметным.

Змінено користувачем 3121
0

Поділитися повідомленням


Посилання на повідомлення
Поділитися на інших сайтах
13 минуты назад, 3121 сказал:

Ну что ж у вас ничего нет то?

Потому что собираю мастерскую по крупицам. ГАечных ключей навалом, есть амперметр на 500 А и вольтметр на 500 В на постоянку. Но сюда они как-то не лепятся. 

 

0

Поділитися повідомленням


Посилання на повідомлення
Поділитися на інших сайтах

@andrey.drabchuck Андрей, совсем "на велосипедах" не получится. В принципе, можно обойтись вольтметром и амперметром. Но нужен ещё и регулируемый источник напряжения (в нашем случает - ЛАТР). Если его нет, то достаточно измерить ток холостого хода трансформатора при известном напряжении сети (например 220- вольт). Затем, следуя закону Ома, рассчитать балластное сопротивление (нихром у вас уже есть) с целью снизить это напряжение на 10...20%. В этом месте вы получите два разных значения напряжения на первичной обмотке трансформатора. И, соответственно, два разных значения тока холостого хода для последующих расчётов параметров имеющегося трансформатора..
Более полно вопрос был рассмотрен в журнале "Радио" в прошлом веке (в 80-х).
Вместо всяких "нихромов" можно запросто использовать лампы накаливания соответствующей мощности.

1

Поділитися повідомленням


Посилання на повідомлення
Поділитися на інших сайтах

Одессит, тут прикол в том, что нихром в первичке надо подбирать при нагруженном на номинальный ток трансе. А ток вторички будет плавать от сопротивления этого  нихрома. Тогда придётся ставить 2 комплекта амперметров и вольтметров - на входе и выходе. 

 

19 минут назад, andrey.drabchuck сказал:

есть амперметр на 500 А и вольтметр на 500 В на постоянку.

Ну, это уже что-то. Посмотрите на табло амперметра есть надпись 500/5? Если есть, то он работает в паре с трансформатором тока. А без него будет отклонять стрелку до конца шкалы при токе в 5А и он может подойти для вторичной цепи. Вольтметр тоже подойдёт, если перед ним включить диодный мост. Тогда его можно будет совать в сеть переменного тока.

 

1

Поділитися повідомленням


Посилання на повідомлення
Поділитися на інших сайтах
32 минуты назад, 3121 сказал:

Одессит, тут прикол в том, что нихром в первичке надо подбирать при нагруженном на номинальный ток трансе

А вот и нет! Прикол в том, что нужно определить ток хх тр-ра. А точнее (в результате измерений) - его рабочее "намагничивание".
Если проще, то нужно найти напряжение (точку) при котором ток хх начнёт резко снижаться. Это и будет основой всех основ.
Нагрузочная характеристика - второй вопрос..
Хотя, по большому счёту, всё упирается в температурный режим. Не грей выше 50-ти, и будет тебе счастье.

Пятиамперный прибор мало пригоден для измерения тока хх того мелкого трансформатора.

Я всё понимаю. Времена изменились!
Интернет почти незыблем.
Физика скучает за своими учениками...

Лень сильно глубоко копать?
Не читайте грандов Цикина и Войшвилло!
Читайте Малинина. Этот укоротил до минимального предела.

0

Поділитися повідомленням


Посилання на повідомлення
Поділитися на інших сайтах

Ну, Вы, это, коней попридержите... Про амперметр я писал применительно ко ВТОРИЧНОЙ цепи, где ток ожидается в 2-2.5А. Про нихром для нахождения точки насыщения - всё верно. Я пишу о том, что подобрали мы на ХХ нихрома на 50 Ом, например. Транс в номинале по ХХ. Подключаем нагрузку и на нихроме упало гораздо больше вольт, чем надо. И на вторичке уже не 17В, а 8В, например. Дальше что? Или я чего-то не понял по сути эксперимента с нихромом? 

0

Поділитися повідомленням


Посилання на повідомлення
Поділитися на інших сайтах

Парни сдается мне Вы полезли в такие дебри, ктр Вам и нах не на... При этом Вы не обратили внимание на то что писал Андрей-

В 12.08.2017 в 20:42, andrey.drabchuck сказал:

В итоге, после тока в 2А транс начал ощутимо греться. И это при том, что на улице не холодно. Было около 32 градусов. 

Т.е. до этого он не грелся и только после активной  нагрузки в 2А  начал выходить на номинальный режим. Перегрев транса в 20град от окружающей среды - норма, а не признак насыщения железа.

Это описано в любом учебнике в т.ч. и в приведенном Евгением @Одессит Малинине.

Так шо не надо ничего курочить -

В 12.08.2017 в 20:42, andrey.drabchuck сказал:

с транса долговременно можно снимать 2А (17.5В * 2А = 34 ватта). И около 3А кратковременно или с сильным обдувом (17.5В * 3А = 52 Ватта).

Да,  а проще всего нагрузите его на 2А и померьте перегрев трансформатора относительно температуры окр. воздуха, если через 30 мин температура перегрева 25-30 град. (т.е темп трансформатора больше от темп. окружающего воздуха на эту величину)то это его норма. если на меньшую величину - можно еще немного догрузить.

1 час назад, Одессит сказал:

Хотя, по большому счёту, всё упирается в температурный режим. Не грей выше 50-ти, и будет тебе счастье.

Натюрлих екселенц.

В 12.08.2017 в 21:10, andrey.drabchuck сказал:

А разве при токе 2А можно сделать нормальный зарядник? 

Можно, только батареи 100А-ч будет заряжать дольше, часов 60 - 80B|

Змінено користувачем Captain_Nemo
1

Поділитися повідомленням


Посилання на повідомлення
Поділитися на інших сайтах

@3121

Вот что есть из мериловки. На стрелку на клещах не обращайте внимание. Там ограничитель левый отпал и стрелку подклинивал. Сейчас всё нормально. 

Скрытый текст

2017-08-15 13.38.08.jpg2017-08-15 13.38.15.jpg2017-08-15 12.42.59.jpg2017-08-15 12.42.42.jpg2017-08-15 12.42.31.jpg2017-08-15 12.42.03.jpg2017-08-15 12.42.12.jpg2017-08-15 12.42.21.jpg2017-08-15 12.41.53.jpg

 

В общем, что сегодня делал. 

Температура воздуха 34+ в тени

Температура в мастерской ок. 30 градусов.

 

1) Транс подключил в холостую к розетке на 30 минут. После этого времени нагрев пальцами не ощущался. 

2) Отключил транс от сети и поставил под обдув вентилятора для чистоты эксперимента

3) Снова подключил транс. На этот раз с нагрузкой ок. 2 А (по клещам). Вольтметр при этом показывал ок. 15 вольт. Через 15-20 минут транс ощутимо нагрелся. Скажем так, держать пальцами терпимо, но неприятно. 

Скорее всего, я в первый раз дал неверную инфу. Сегодня нагрелась обмотка. А от неё и само железо. 

 

В общем, считаю, что для данного транса можно смело снимать нагрузку 15В, 2А. Т.е. ок. 30 ватт. 

С учётом того, что этот транс будет частью блока питания, в котором будет охлаждение транзисторов -- то нагрев не очень страшен. 

0

Поділитися повідомленням


Посилання на повідомлення
Поділитися на інших сайтах

Ну, так это - другое дело, а то мы с Одесситом чуть не поругались :) Если на ХХ транс не греется, то с первичкой всё ок. Единственное - надо бы сечение провода первички постараться измерить. Вижу один вариант - обдувать вентилятором и, возможно, снизить ток до 1.5А.

1

Поділитися повідомленням


Посилання на повідомлення
Поділитися на інших сайтах
28 минут назад, 3121 сказал:

Ну, так это - другое дело, а то мы с Одесситом чуть не поругались :) Если на ХХ транс не греется, то с первичкой всё ок

Зато может у кого-то другого будет такой косяк. И человек уже будет знать куда копать.

0

Поділитися повідомленням


Посилання на повідомлення
Поділитися на інших сайтах

Створіть акаунт або увійдіть для коментування

Ви маєте бути користувачем, щоб залишити коментар

Створити акаунт

Зареєструйтеся для отримання акаунта. Це просто!


Зареєструвати акаунт

Увійти

Вже зареєстровані? Увійдіть тут.


Увійти зараз

  • Зараз на сторінці   0 користувачів

    Немає користувачів, які переглядають цю сторінку