Nik

Термообработка в домашних условиях.

40 повідомлень у цій темі

Хочу открыть новую тему, в которой будут описаны простые приемы термообработки различных металлов в домашних условиях. Такая тема будет очень полезна, для широкого круга домашних мастеров. Здесь можно будет делиться различными способами термообработки с помощью подручных способов нагрева и охлаждения, которые приводят к реальным положительным результатам. 

 Приветствуются любые вопросы. Даже, самые фантастические. 

 В качестве примера, хочу поделиться очень простым способом улучшения обрабатываемости аустенитной нержавеющей стали, типа пищевой нержавейки. 

 Процедура проводится в квартире, на кухне, во время экскурсии жены по магазинах.

 Нужно было изготовить несколько резьбовых штифтов М3, из нержавеющей стали  AISI 304, или, она же 08Х18Н10. При нарезании резьбы, на прутке соответствующего диаметра, ничего не получилось, резьбу рвало по безбожному. Пруток был нарет на газовой печке, до максимально возможной температуры (оранжевый цвет, ок. 900°) и охлаждался на воду, участками. После такой "закалки", нарезание резьбы пошло, как по маслу. Таким методом улучшается обрабатываемость любых заготовок из аустенитных нержавеющих сталей. Необходим, только источник тепла, который способен разогреть заготовку. По технологии, металл должен быть разогрет до 1000...1050 ° и охлажден на воду. Больше ничего делать не нужно. Такая термообработка улучшает не только обрабатываемость, но и дополнительно повышает, и без того, высокую коррозионную стойкость.

7

Поділитися повідомленням


Посилання на повідомлення
Поділитися на інших сайтах

gg.JPG

0

Поділитися повідомленням


Посилання на повідомлення
Поділитися на інших сайтах

Пользовался таким варварским методом- результат тут лотерея,

как повезёт.

Недавно выправил бланк из А11Р3М3Ф2 размером

примерно195х34х2,2мм- был прогиб в одном сечении 

с хордой 1,5-2 мм(пропеллерности не было.

Снял рассекатель, взял плоскогубцами за один конец

и с середины к краям нагрел до среневишневого цвета-

освещение было дневное.Нагрев такой получился примерно

на длине 70мм посередине.

Вставил не зажимая свободный конец в раздвинутые миллиметров на 10 губки тисков и дал проивоизгиб 

миллиметров 15, подержал минут 5-7 пока остыло.

Посмотрел по обуху- изгиба как не бывало.

Думаю, что просто угадал.

Отпускал также как Вы нержавеющую проволоку диаметром

2-6 мм для штифтов.

Один единственный раз даже сделал отпуск (больше из спортивного интереса) небольшого клиночка из Х12Ф1-

комбинируя нагрев на горелке и в духовке( духовка даёт

всего 250 градусов.

На удивление- получилось, твердость упала до 56-57HRc примерно, а РК перестала сыпаться.

Вот тут уж точно просто повезло- никому не советую делать

так с такими сталями- имею ввиду высоколегированными.

 

 

 

0

Поділитися повідомленням


Посилання на повідомлення
Поділитися на інших сайтах

А в мене є трошки маргінальне питання, щодо приблизного визначення температури деталі, яка гріється в горні.

По кольорам нагріву я поки що орієнтуюсь слабко, а, найголовніше, колір, який бачить моє око, потрібно якось більш-менш точно співставити з конкретною температурою.

Причому, задача вузька - гартую я, припустимо, 60с2а (режими далі - умовні, не в них суть). припустимо, 870 і в масло. Декілька деталей підряд. І мені потрібно якось "відкалібрувати" очі під конкретні умови в цьому місці і в це час, щоб розуміти - я бачу "яскраво-червоний" - значить, приблизно 870. Тобто нема прямо такої мети - з точністю до градуса, і у всьому діапазоні температур.

Простим для мене виявилось орієнтуватись на плавлення різних солей.

Кухонна сіль - 800 градусів.

Кальцинована сода - 850.

Але хотілось би додати ще пару-трійку еталонів, на температури десь 750, 900, 950, приблизно.

Бажано, відносно недорогих і доступних (хоча б через замовлення в хім. фірмах). І не токсичних при випаровуванні.

Я вже робив пару "підходів до снаряду", на основі списку солей, придатних для ванн, із "Довідника молодого терміста", і так просто шукав списки, але особливого успіху не досягнув.

0

Поділитися повідомленням


Посилання на повідомлення
Поділитися на інших сайтах
, knife_life написав:

А в мене є трошки маргінальне питання, щодо приблизного визначення температури деталі, яка гріється в горні.

По кольорам нагріву я поки що орієнтуюсь слабко, а, найголовніше, колір, який бачить моє око, потрібно якось більш-менш точно співставити з конкретною температурою.

 А якщо віддрукувати таблицю і візуально порівнювати: https://www.google.com.ua/search?q=таблиця+кольорів+нагріву+металів&client=opera&tbm=isch&tbs=rimg:CWSRoO7A7wjeIjjIjPHroXBAwNmbWeynkqI_1mzTvsPemyPRz2bUwbuoRm0jOTTjuC5fky_11mb9wSLpGywp5D33F3NCoSCciM8euhcEDAEcrSd2HD_1WZ1KhIJ2ZtZ7KeSoj8R5_1Ax-JgMLRAqEgmbNO-w96bI9BFG7y1TBR8IcSoSCXPZtTBu6hGbESeznJ5y8nfDKhIJSM5NOO4Ll-QRGMheBkE_1WTEqEgnL_1WZv3BIukRGetHcRZ-jeZCoSCbLCnkPfcXc0EaM2PV-j0IDC&tbo=u&sa=X&ved=2ahUKEwjI7IOaksfcAhUixaYKHYjtDkAQ9C96BAgBEBg&biw=1680&bih=950&dpr=1

0

Поділитися повідомленням


Посилання на повідомлення
Поділитися на інших сайтах

Не грає - передача кольорів на принтері не гарантовано точна - раз, і сприйняття кольору в даних умовах саме моїми очима - дуже різне, в залежності від обставин.

Таблицю я використовую як шкалу "більше - менше", в смартфоні зберіг, та й поглядую. Але вночі і увечорі колір металу, при якому плавиться хлорид натрію - різний для моїх очей, а температура-то одна. Регулювати освітлення не можу, кую в "напівдиких" умовах. Але банальне використання кальцинованої соди, як еталону 850 градусів, допомогло загартувати щось типу 50хфа - тому мені такий спосіб визначення температури виявився практично корисним, і легко доступним.

Шкалу лише б розширити :-) .

0

Поділитися повідомленням


Посилання на повідомлення
Поділитися на інших сайтах

 С солями очень не удобно. Пока расплавится соль, деталь остывает и покрыаается окалиной. Очень не практично, а иногда, вредно. Вам нужен оптический пирометр. Со временем появится навык и Вы все реже будете его использовать.

0

Поділитися повідомленням


Посилання на повідомлення
Поділитися на інших сайтах
32 минуты назад, Nik сказал:

С солями очень не удобно. Пока расплавится соль, деталь остывает и покрыаается окалиной.

 

Я погано пояснив((( Сіль - не як термометр, а як метод повірки власного ока. Посипав шматок сталі (не деталь) хлоридом натрію - сіль не плавиться. Почекав ще - почала плавитись. Запам'ятав колір - це і буде приблизно 800 градусів. Провів кілька спроб, для тренування.

А далі гріється деталь до такого ж кольору, який запам'ятався, як відповідний до 800 градусів.

 

Тобто, в процесі роботи інструментом вимірювання температури все одно виступає око, а сіль - лише доступний способ повірки цього "інструменту", саме в тих умовах, в яких доводиться гартувати.

Власне, всі проблеми через повну невлаштованість і брак коштів - гартую то в друзів на дачі, то в селі, можливо, в гаражах ще вийде - тому час для роботи вибирається той, який доступний в данному місці. Звичайно, максимально до вечора. І все це на відкритому повітрі, приміщень підходящих немає. Тому, як очевидно, одна і та ж температура при різному освітленні виглядає, як різний колір металу - а освітлення завжди різне(((

В принципі, можна було б відкласти всю цю забавку на пару-трійку років, і намутити собі доступ в якийсь гаражик не на "пташиних правах". Але це звучить якось печально.

43 минуты назад, Karmadon сказал:

Дякую, не бачив, що зараз 47 баксів всього, раніше під 90-100 були схожі.

Теоретично, в мене в планах ривок, яким я б перескочив через ті процеси, де зараз потрібен пірометр. А саме електропіч для гартування, на китайському rex c100. Але там так все зав'язано на купу умов щодо місця, де її збирати та ставити і т.д., що так можна і не дожити, ггг.

 

0

Поділитися повідомленням


Посилання на повідомлення
Поділитися на інших сайтах

 

5 часов назад, knife_life сказал:

Я погано пояснив

Да нет, я все понял.

 Может это Вам покажется печально, но так как Вы планируете научиться определять температуру, для термообработки не приемлемо. Вы так не научитесь. Я допускаю, что "асы" термообработки Вам скажут, что я не прав. Но такова объективная реальность, основаная на физике и химии металлов. Для допустимо качественной термообработки, на глаз нужно опрелелять температуру по свечению металла, хотя бы в поле допуска 30° (+- 15). Нагреть железо и охладить, получив твердость выше, чем у напильника, это еще под большим вопросом, в плане качества закалки. Скажу о себе. Определять температуру на глаз +- 10°, я научился не за один год, каждый день работая в термичке с раскаленным металлом (и солями, кстати, то же), при наличии точных приборов. Сейчас определяю немного точнее, но работаю, более чем 30 лет. Без приборов никогда не работал и никому не советую. Причин, для этого совета очень много, места не хватит написать все. Если хотите научиться, хоть поверхностно, этому ремеслу, придется потратится на прибор, определяющий температуру металла, это самое малое и обязательное приспособление термиста. 

2

Поділитися повідомленням


Посилання на повідомлення
Поділитися на інших сайтах

Понимаете, температуру детали ты определяешь не только на глаз, по свечению, а ты уже ее чувствуешь, по количеству энергии, которая   исходит от металла. Это так просто не объяснишь. Не так все думают, глянул, оранжевое, - пора калить. Нет, оно может казаться оранжевым, когда темно, а не оранжевым, когда светло. Этот опыт приходит после длительной практики.

0

Поділитися повідомленням


Посилання на повідомлення
Поділитися на інших сайтах
15 часов назад, Nik сказал:

Если хотите научиться, хоть поверхностно, этому ремеслу, придется потратится на прибор, определяющий температуру металла, это самое малое и обязательное приспособление термиста. 

 

Дякую.

А я правильно розумію, що таким пірометром, як у коменті Karmadon, можна заміряти і температуру в газовому горні, якщо взяти модель до 1650 градусів (вона там найдорожча, за 61 бакс) ? Якщо так, то покупка виглядає для мене дуже привабливою, я неспішно будую собі газовий горн, пригодився б такий пірометр до нього.

0

Поділитися повідомленням


Посилання на повідомлення
Поділитися на інших сайтах
14 минуты назад, NIgor сказал:

В паралельной теме Вы же упомитаете о мастерской в квартире?

 

Так, ножиками займаюсь в квартирі. А кую - де прийдеться, але все під відкритим небом, і на "пташиних правах". Саморобний горн з боковим дуттям, самостійно випалене деревне вугілля, ковадло з якого попало шматка металу - колгосп-примітив, загалом. Зараз ніби вимальовується можливість влаштуватись в гаражах у знайомих, якщо все складеться, то можна там буде ставити газовий горн переносний, кувати на вулиці, а зберігати в приміщенні. Не дуже зручно, але так хочеться кувати :-) (може, попустить колись?).

 

@Nik, прошу пробачення за оффтоп в темі.

0

Поділитися повідомленням


Посилання на повідомлення
Поділитися на інших сайтах
2 часа назад, knife_life сказал:

А я правильно розумію, що таким пірометром, як у коменті Karmadon, можна заміряти і температуру в газовому горні, якщо взяти модель до 1650 градусів (вона там найдорожча, за 61 бакс) ? Якщо так, то покупка виглядає для мене дуже привабливою, я неспішно будую собі газовий горн, пригодився б такий пірометр до нього.

Ой, я б не радив Вам витрачатись на ту цяцьку. Тими так званими пірометрами з аліекспресу можна міряти тільки приблизну температуру і то виключно при приготуванні барбекью. Ось чому:
1. Температуру дрібних предметів не поміряєш, бо лазер і датчик не сфокусовані
2. При замірі і виведенні даних на екран проходить деякий час протягом якого деталь успіває охолонути
3. Температуру цей пірометр показує абсолютно "ліву" (наприклад, розігрітий докрасну метал чомусь показує як 300 градусів, або предмет з температурою +2 показує як - 7)
 

0

Поділитися повідомленням


Посилання на повідомлення
Поділитися на інших сайтах

Звучить печально((((

0

Поділитися повідомленням


Посилання на повідомлення
Поділитися на інших сайтах
28 минут назад, Yuriy83 сказал:

Ой, я б не радив Вам витрачатись на ту цяцьку

 Да, так и есть, оптический пирометр довольно неоднозначный прибор. У него есть рад ограничений и для правильных измерений, к нему нужно приспосабливаться. Например, окалина, так же, может влиять на его показания. Так же немогу гарантировать правильность его показаний, когда он направлен в газовый горн. Я не работал с нагревом металла в газовом горне. Иногда, я подверяюсь пирометром при нагреве на ТВЧ. Коллеги его часто используют при ионном азотировании, направляя его на детали, через смотровое окно. Для измерения, его нужно ориентировать непосредственно на металл, или, например, на зеркало соляной ванны, в которой происходит нагрев. Но его измерения на много точнее, чем измерения на глаз, при отсутствии опыта. Но, самым точным датчиком измерения температуры является термопара. Но для этого нужно термическое оборудование.

Змінено користувачем Nik
0

Поділитися повідомленням


Посилання на повідомлення
Поділитися на інших сайтах

Очень интересная тема. Хотелось бы активно поучаствовать , но мои муфельные печи и ПИД контролер так и лежат третий год не запущенные. Руки не доходят. Согласен что пирометр на табло дает большую относительную погрешность по выше указанным причинам..

Пирометр я активно использую для сварки чугуна и снятия напряжения после. Но там не нужна такая точность как при закалке.

 

0

Поділитися повідомленням


Посилання на повідомлення
Поділитися на інших сайтах

До речі, хто небудь користувався такою горілкою на 2000-2500 градусів ? https://ibis.net.ua/products/details/rezak-kovea-kt-2610-hecaton-torch/
Чи є сенс її купувати для закалки невеликих деталей ? Я маю на увазі в порівнянні її зі звичайними бутановими на 1300 градусів

Безымянный.png

0

Поділитися повідомленням


Посилання на повідомлення
Поділитися на інших сайтах

за такую цену проще самому сварить пропановую горелку из водопроводных труб ..

0

Поділитися повідомленням


Посилання на повідомлення
Поділитися на інших сайтах
2 часа назад, Yuriy83 сказал:

До речі, хто небудь користувався такою горілкою на 2000-2500 градусів ? https://ibis.net.ua/products/details/rezak-kovea-kt-2610-hecaton-torch/
Чи є сенс її купувати для закалки невеликих деталей ? Я маю на увазі в порівнянні її зі звичайними бутановими на 1300 градусів

 

А для чего Вам 2500 градусов? Если горелка выдаёт очень большую температуру это ещё не значит что Вы легко нагреете железяку 1 кг весом.

Например горелка на 1200С легко плавит латунную проволку, а вот напайку на резец Вы ей не припаяете. Тут нужно знать что Вы этой горелкой греть будете, если для мелочей (типа болтики разные) Вам хватит с головой головой горелочки на 1200С.

Да и цены на сайте что Вы указали очень завышены, у нас на рынке цены на горелки 1200С от 100 до 200грн.

Змінено користувачем Алексей2013
0

Поділитися повідомленням


Посилання на повідомлення
Поділитися на інших сайтах
1 час назад, Алексей2013 сказал:

А для чего Вам 2500 градусов? Если горелка выдаёт очень большую температуру это ещё не значит что Вы легко нагреете железяку 1 кг весом.

Например горелка на 1200С легко плавит латунную проволку, а вот напайку на резец Вы ей не припаяете. Тут нужно знать что Вы этой горелкой греть будете, если для мелочей (типа болтики разные) Вам хватит с головой головой горелочки на 1200С.

Да и цены на сайте что Вы указали очень завышены, у нас на рынке цены на горелки 1200С от 100 до 200грн.

Поддерживаю. А напайки на резец паяю только ацитиленом. Быстро и качественно.

0

Поділитися повідомленням


Посилання на повідомлення
Поділитися на інших сайтах
14 часа назад, 33vic сказал:

Пирометр я активно использую для сварки чугуна и снятия напряжения после. Но там не нужна такая точность как при закалке

 По разному бывает. Например, если калить цементированную легированную сталь, достаточно попасть в интервал 800...850°. Для большинства сталей в которых температура закалки, в справочниках, определена в 850, перегрев до 900 ничем не грозит.  Углеродистая, на воду, номально закалится от 780 до 850. А нержавейку можно смело калить от 1000 до 1100. Но это относится к структурным изменениям, то есть не будет значительного увеличения зерен, при закалке самой простой цилинтрической болванки. Но, другое дело форма детали и, как следствие поводки. При сложной форме детали, если мы калим при повышенной температуре (еще не влияющей на структуру), могут быть увеличенные поводки, которые не исправишь в каленом состоянии. А если форма детали еще сложнее, то напряжения (вызывающие поводки) могут могут превысить предел прочности и деталь разорвет. У опытного термиста такого не случится. Когда он берет в руку деталь, он, по опыту, видит где и как ее может повести, или порвать (например, по шпоночному пазу, или другим концентраторам) и уже будет ее греть до минимальной температуры достаточной, для закалки. И, тогда, интервал погрешности сужается до минимума, градусов в 5. Все на опыте термиста, никакой магии ☺ 

 По ножам, саблям, мечам, стрелам, вилам, лопатам, стволам, бойкам  и др. матоте, разговор отдельный.

0

Поділитися повідомленням


Посилання на повідомлення
Поділитися на інших сайтах
5 часов назад, Nik сказал:

 По разному бывает. Например, если калить цементированную легированную сталь, достаточно попасть в интервал 800...850°. Для большинства сталей в которых температура закалки, в справочниках, определена в 850, перегрев до 900 ничем не грозит.  Углеродистая, на воду, номально закалится от 780 до 850. А нержавейку можно смело калить от 1000 до 1100. Но это относится к структурным изменениям, то есть не будет значительного увеличения зерен, при закалке самой простой цилинтрической болванки. Но, другое дело форма детали и, как следствие поводки. При сложной форме детали, если мы калим при повышенной температуре (еще не влияющей на структуру), могут быть увеличенные поводки, которые не исправишь в каленом состоянии. А если форма детали еще сложнее, то напряжения (вызывающие поводки) могут могут превысить предел прочности и деталь разорвет. У опытного термиста такого не случится. Когда он берет в руку деталь, он, по опыту, видит где и как ее может повести, или порвать (например, по шпоночному пазу, или другим концентраторам) и уже будет ее греть до минимальной температуры достаточной, для закалки. И, тогда, интервал погрешности сужается до минимума, градусов в 5. Все на опыте термиста, никакой магии ☺ 

 По ножам, саблям, мечам, стрелам, вилам, лопатам, стволам, бойкам  и др. матоте, разговор отдельный.

Да спасибо,  собираю в кучу информацию. Меня матота особо и не интересует вообще! Только изделия. А началось это с того что я спас на металлоприемке две, слегка разбомбленные муфельных печи СНОЛ и СУОЛ. Потом ПИД контолер и тд тп. Теперь бы еще излишек времени.........

0

Поділитися повідомленням


Посилання на повідомлення
Поділитися на інших сайтах

 Не спешите выбрасывать старые, не нужные пружины. Все пружины можно отпустить, выпрямить и пустить в работу. Отпускать пружины нужно, нагревом до 850° и остыванием на воздухе. То есть нужен источник тепла соответствующей мощности, для нагрева проволоки данного сечения до оранжевого цвета. Можно участками. Не обязательно выдерживать при этой температуре продолжительное время, достаточно только нагреть, зафиксировать визуально оранжевый цвет и охладить на воздухе, желательно помедленее. Далее, можно гнуть, выпрямлять и точить. Обрабатывается такая заготовка очень хорошо. После изготовления детали из пружинной стали, ее очень просто закалить. Нагреваете до того же оранжевого цвета, охлаждаете в масле (отработке). Деталь получится очень твердая, около 60 ед. Если хотите оставить такую твердость отпускайте пару часов в духовке на 200°. Если хотите, что бы деталь была упругая (например, торцовый ключ) найдите печь с темпратурой 350...400° и отпускайте 35...40 мин. Это относится, так же и к рессорам - золотому запасу домашнего мастера. Из рессоры можно сделать все, это уникальный материал.

  Так же не спешите выбрасывать маленькие пружинки, с небольшим диаметром проволоки. Вся эта проволока отлично калится, нагревом на газовой печке и охлаждением в кружке воды. Проволоку, сначала так же отжигаем, распрямляем, перематываем на другой диаметр и повторно греем до оражевого цвета на оправке из прутка, на котором мотали. Мощность пламени нужно выставить так, чтобы наша тонкая проволока не перегревалась больше оранжевого цвета и оправка, так же разогревалась до красна. Далее, быстрое охлаждение в воде. Отпускать нужно в кухонной духовке, на максимальной темпратуре, 280...300°, 10...12 мин. Такая пружина будет очень кстати, взамен утерянной (все равно отдельно ни где не купите) и работать будет не хуже старой. Только, при навивке давайте припуск на обжатие.

6

Поділитися повідомленням


Посилання на повідомлення
Поділитися на інших сайтах

С пружинами не всё так просто как хотелось бы. Наигрался в своё время. При закалке их крутит как хочешь. На выходе кривые-косые. Особенно если пружина прямоугольная или другой не цилиндрической формы. Ну и в воду если калишь, то они как стекло хрупкие. Можно не донести до духовки на отпуск. По пружинам хотелось бы больше информации с примерами в картинках, а можно даже видео.

0

Поділитися повідомленням


Посилання на повідомлення
Поділитися на інших сайтах

Створіть акаунт або увійдіть для коментування

Ви маєте бути користувачем, щоб залишити коментар

Створити акаунт

Зареєструйтеся для отримання акаунта. Це просто!


Зареєструвати акаунт

Увійти

Вже зареєстровані? Увійдіть тут.


Увійти зараз

  • Зараз на сторінці   0 користувачів

    Немає користувачів, які переглядають цю сторінку