vlad69

Проблема с закалкой 95Х18

78 сообщений в этой теме

Всем дядькам привет!.

Суть вопроса-имею несколько кованых полос 95Х18.

Требуется закалить до твердости 56-58 единиц .Греем печку до 1060 градусов ,охлаждаем в масле.

После закалки твердомер показывает 50 единиц. И хоть стреляйся!

Пробовал раза три,на разных полосах, везде получается одинаково.

ШО не так? 

Марка стали 95Х18 точно,даже без вариантов.

0

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

#81863 Опубликовано: (изменено)

Ее вроде как на воздух калят? По крайней мере, у меня остуженая на воздухе с желто-оранжевого поковка из этой стали дала на глаз единиц так под 70 и раскололась при шлифовке,  как кусок стекла. На этом мой опыт общения с 95х18 закончился, а из осколков я чертилок понаделал.

Изменено пользователем ryazanovpavel69
0

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

какая толщина пластин/размер? делался ли после ковки отжиг?

0

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Эта марка очень капризная в плане ТО.

На каком-то (уже не вспомню) ножевом форуме читал довольно подробные обсуждения проблемы.
Короче, проблемная, возможны трещины.

Это все, что знаю, тк.к не спец в ТО.
Надо обращаться к спецам.

0

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Ну и еще нюанс - чьё производство и год изготовления? Если Азовсталь последних лет - забудьте. Чтобы поймать нужную твердость при ТО их продукции нужен не справочник термиста,  а бубен, кадило,   ядреные грибы и весёлые травки... 

2

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Отпуск при какой температуре? Сечение полосы? Какой был отжиг при ковке?

0

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах
5 минут назад, Greg Verizhnikov сказал:

какая толщина пластин/размер? делался ли после ковки отжиг?

Толщина поковки 3-3,5мм. Размер 300Х40мм.

После ковки отжиг не делался,остыли на воздухе и все.

Так и пролежали у меня лет 15.

8 минут назад, ryazanovpavel69 сказал:

Ее вроде как на воздух калят?

Калят исключительно на масло,что 95Х18 что 40Х13.

Максимальная твердость 62 единицы,отжиг 170-200 градусов.

Сталь очень хорошая и мной очень уважаемая. Все кухонники дома-с неё родимой.

0

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Витримка в печі при 1060С скільки часу зайняла? 

0

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

#81881 Опубликовано: (изменено)

нагреваем печь вместе с заготовками до 860 градусов, выдерживаем 20 минут. выключаем . 

приходим на следующий день греем до 860 грудусов, выдерживаем 20 минут, поднимаем  до 1060 градусов, выдерживаем 5 минут.

в подогретое масло примерно 20 градусов, не отработка,  литров 10, БЫСТРО погружаем строго вертикально и активно сбиваем паровую рубашку перемещением верх вниз, без вытаскивания из масла.  достаем заготовку, пока горячие вытераем от масло тряпкой, быстро рихтуем.

подвешиваем в вертикальном состоянии до остывания, после сразу отпуск на 2 часа 200 градусов.

так бы делал я, для быстрого вытягивания из печи полезно приварить к заготовки крючок, за который удобно схватиться. при такой температуре тонкая заготовка остывает на воздухе очень быстро, примерно 10-15 градусов за секунду, важно не мешкать и быстро ее окунуть в масло.

если заготовки с поводками, греем после отпуска еще раз на 200 градусов, достаем и рихтуем пока горячие, требует навыка

 

Изменено пользователем Greg Verizhnikov
4

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах
, Greg Verizhnikov написав:

приходим на следующий день греем до 860 грудусов, выдерживаем 20 минут, поднимаем  до 1060 градусов, выдерживаем 5 минут.

 

Я б витримку зробив хв 15-20

, Greg Verizhnikov написав:

после сразу отпуск на 2 часа 200 градусов.

відпуск робив би 160-180 1 годину

 

0

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах
23 минуты назад, uniteks715 сказал:

Витримка в печі при 1060С скільки часу зайняла? 

Приблизно хвилин 30.

 

18 минут назад, Greg Verizhnikov сказал:

нагреваем печь вместе с заготовками до 860 градусов, выдерживаем 20 минут. выключаем . 

приходим на следующий день греем до 860 грудусов, выдерживаем 20 минут, поднимаем  до 1060 градусов, выдерживаем 5 минут.

Попробуем по Вашему рецепту её приготовить.

А ещё хочу попробовать сразу из печи и под 2 массивные шлифованные железяки положить,поводок точно не будет,по твердости померяю.

ryazanovpavel69 прав был,ножеделы калят таким способом,получается вроде как на воздух.

Мои извинения ему,за незнание процесса.:$

0

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Може через витримку зневуглецьований шар товстіший, попробуйте ще зачистити добре перед заміром ще на 2-3 десятки. Колись мав таке на х12мф заміри показували 52-54 хрц. Зняли десь 0.5 мм і опа  61 хрц

0

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

кріогенна обробка (вуглекислотний вогнегасник) після відпуску трохи допоможе

0

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

95х18 і без кріо калится без проблем на 60-61, потрібно розібратися в чому причина бо чудес небуває.

0

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах
3 минуты назад, uniteks715 сказал:

Може через витримку зневуглецьований шар товстіший, попробуйте ще зачистити добре перед заміром ще на 2-3 десятки. Колись мав таке на х12мф заміри показували 52-54 хрц. Зняли десь 0.5 мм і опа  61 хрц

Думаю справа в іншому.

Телефонував тільки що одному термісту,він каже як що заготовки ковані,то вони вже термооброблені на повітрі.

Іх спочатку треба відпалити(отжечь).

А потім вже калити як написано в довіднику терміста. 

Не можна сформувати нову структуру не розбивши попередню.Це не вдаючись далеко в мартенсіти і карбіди хрому.

0

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Пробуйте, робіть відпал. Результатом поділітся бо цікаво.

0

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

#81917 Опубликовано: (изменено)

47 минут назад, vlad69 сказал:

 

А потім вже калити як написано в довіднику терміста. 

Не можна сформувати нову структуру не розбивши попередню.Це не вдаючись далеко в мартенсіти і карбіди хрому.

От тільки після кількох відпалів та перезакалок шанс того, що в товщі матеріалу накопичилася купа силенна мікротріщин, напружень та інших дефектів, що можуть призвести до самовільної руйнації виробу під час спроби його використати за призначенням, росте в геометричній прогресії. Чи не краще спробувати на твердість ваші поковки не відпалюючи їх та й задіяти як є, коли вони раптом влізають у плюс-мінус п'яток одиниць до вимог вашого тз?

Изменено пользователем ryazanovpavel69
0

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах
19 часов назад, vlad69 сказал:

Телефонував тільки що одному термісту,він каже як що заготовки ковані,то вони вже термооброблені на повітрі.

Іх спочатку треба відпалити(отжечь).

 Ничего подобного делать не нужно. Это бесполезно.  Для перекалки нормальной стали 95Х18, не нужен никакой отжиг. При нагреве под закалку, при темп. 1050 град, сталь сама переходит в необходимую для закалку структуру. Эта сталь замечательно калится и на воздух. После закалки на возух она всегда даст мин. 56 ед. На масло и с обр. холодом (-70), она даст под 60 ед. Потом нужно отпустить. Отпуск нужно вбирать в зависимости от желаемой твердости. Самая высокая твердость останется, если отпускать при 200, 2 часа, не менее. Далее, чем выше подымать температуру отпуска, тем будет меньше твердость, но выше упругость. Самые лучшие, можно сказать, унверсальные характеристики, для ножа получаются если отпускать 300 град, один час. Твердость будет 54...56 ед. Для нормального ножа больше не нужно, выше - уже не нужный фанатизм. Стали 95Х18, свойственна некоторая хрупкость, так, что в ней гнаться за высокой твердостью не нужно. Вот обработку холодом делать более, чем желательно, тогда у нее в разы растет стойкость к истиранию. Такая это, хирургическая сталь.

 Ваш случай боюсь носит фатальный характер. Я с таким явлением сталкивался в этой стали много раз. Ваши заготовки перегреты при ковке. Им уже ничего не поможет. Ни отжиг, ни перезакалка, ничего. Это из за похерического отношения к температурным режимам при ковке, кузнецы угробили (спалили) сталь. Они ее грели до безбожных температур, что бы легче было ковать. Я тож когда то так спалил свой первый нож из этой стали. Если хотите меня перепроверить, или просто убедся мертвая сталь, или нет, поднесите ее к магниту. Если сталь магнитится заметно хуже обыкновенной, значит придется довольствоваться 50-ю еденицами. Скажите спасибо кузнецам. Передайте им, что режимы должны быть незыблемыми, природу не наколишь☺

1

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах
1 час назад, Nik сказал:

Ничего подобного делать не нужно.

Николай,спасибо Вам за подробное разъяснение проблемы,но думаю дело не в этом. Весь плюс нержавеющих сталей в том,что они не боятся высоких температур. Если её( ту же 95Х18) вообще расплавить и заново вылить,хим.состав изменится не более чем на 10%. С потерей в первую очередь кремния и марганца. Даже углерод упадет незначительно.

P.S. Кузнецу всегда говорил спасибо за поковки,ибо делал их мне с 90-го по 92-й года один и тот же,настоящий профи в своей професии. Из них было переделано ножей маленькая тележка,все с твердостью 56-58.

Нет, Николай, кузнец не причем,это факт.

Проблему найду и обязательно здесь выложу. Пока вариант отжиг при высокой температуре и после вновь закалка.

 

0

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

можливо залишилося багато ост. Аустеніту, попробуйте зробіть вторичне твердіння 1 год при 500 градусів. Подивимся чи піднімется твердість.

 

0

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах
1 час назад, vlad69 сказал:

Проблему найду и обязательно здесь выложу. Пока вариант отжиг при высокой температуре и после вновь закалка

Еще раз напишу, так уж и быть. Эти манипуляции с отжигом, и (или) повторной закалкой не приведут к столь значимым результатам. Максимум, что Вы можете вытянуть, это пару едениц, но можете, так же потерять на поверхности углерод, прошу это учесть. Так же, замечено правильно, заготовки, при перекалке, с каждым разом,  может все больше и больше вести (тем более, я так понял, что Вы калите на масло). А если учесть нарушение режимов ковки, то, до трещинообразования, рукой подать.

И еще, кто это Вам сказал, что эта сталь не боится высоких температур? Каких "высоких" и в каком смысле "не боится". Если, в смысле, не воспламеняется, то да. А во всех других случаях, ведет себя, как все другие стали, - при повышении температуры(выше определенной точки) в ней перестраивается кристаллическая решететка из магнитной, в немагнитную. В Вашей стали появилось куча зерен с немагнитной кристаллической решеткой. Вот, поэтому я сказал Вам про магнит. Попробуйте. Подопытная сталь, в результате пережега при ковке, получила безвозвратные структупные изменения. Теперь она точно уже не боится высокой температуры, как сердечник карандаша☺.

 Обратите внимание на, предыдущий моему, ответ. Это совершенно правильное сообщение. Uniteks715, совершенно прав. В результате пережега образавлся стабилизированный крупнозернистый аустенит (это и есть те самые мягкие зерна с немагнитной кристаллической решеткой) который уже никогда не заклится и не превратится в мартенсит при обычной закалке, даже с холодом. Это необратимые фазовые изменения. Ну, не совсем необратимые, если переплавить, потом провести по всей технологии проката и опять получить такой же пруток, а потом нормально его отковать, без пережега,  и закалить, то все вернется назад и мы получим мартенсит. Но, увы, в домашних условиях, без литейки и прокатки, эта технология нам недоступна.  Я очень сожалею, что Ваш старый знакомый кузнец прокололся. Я не сомневаюсь в его опыте и думаю, что его подвели приборы. Такое бывает. При высоких температурах, за 1100 град., по свечению, уже трудно определить температуру. Поэтому, если приборы врут, желательно чувствовать температуру задницей. 

 Хотя, кстати, может Ваши приборы, при нагреве, под закалку врут. Подверьте их, чудес не бывает.

0

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

хм.. небуває "необратимых фазовыз изменений"  на те вони і фазові, аби бути зворотніми. Справа не в великому зерні, вище 1147 град може початись оплавлення(окислення) зерен металу, що веде до крихкості, а це вже дійсно незворотнє. Але це не пояснює 50 HRC.

0

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

#82308 Опубликовано: (изменено)

10 часов назад, Євген сказал:

м.. небуває "необратимых фазовыз изменений

 Ясное дело, не бывает. Теоретически. Я ж писал выше, как в таком случае, получить нужный фазовый состав. Литейка, ОМД и так далее.

 Если можно, опишите сою точку зрения более обосновано. Это интересно. Мот, я чего то не доучил, или не доисследовал, или недогревал, недокаливал и т. д.

 А про оплавление зерен,  я чет, то же, не понял. Откуда там могут взяться оплаления, при 1147. Мы же не с чугуном работаем. У нас в работе сталь мартенситного класса, можно сказать, яркий представитель. Там, в ней, один процент углерода (до линии ликвидус, еще очень далеко) и куча хрома, который все линии в диаграмме смещает влево и вверх. Она выходит на линию ликвидус минимум при 1350 гра. Диаграмму Fe - C, гляньте.

 А рост аустенитного зерна, при перегреве, то же влияет. И здесь не соглашуь. Не может не влиять. Во всех сталях, при пережоге, имеем окончательный брак. Перегрев, еще можно, исправить отжигом. Пережег - нет. Даже, если часть аустенита и превратилась в мартенсит, то его иглы имеют наследственно крупные размеры, что то же внесет свою лепту в отрицательные мех. характеристики. С первого взгляда их, конечно не заметно, но они никудышние.

 

  

Изменено пользователем Nik
0

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Я пока в термообработке новичок. Но книжку "Термист" , для рабочих предприятий авиационной промышленности прочитал уже. Там пишут, что отжиг надо проводить в контейнере засыпанном отработанным карбюризатором, тогда пережога не будет и углерод не выгорает. Ну и пишут, что отжиг, для измельчения зерна перед закалкой, надо делать всегда. Хотелось бы мнение зала услышать по этому поводу. Я тут у ТС как-то покупал эту сталь и уже наковали мне из нее полос, но сказали, что они с под молота твердые. Хочу отжечь перед мех обработкой, ну и хочу все правильно сделать, бо они уже дорогие , эти полосы. 

0

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах
31 минуту назад, Дядя Уєф сказал:

Там пишут, что отжиг надо проводить в контейнере засыпанном отработанным карбюризатором, тогда пережога не будет и углерод не выгорает

 Там пишут немного не так. Там пишут, что защита деталей производится не от пережега, а от обезуглераживания. Не нужно смешивать в одну кучу пережег (изменение структуры) и обезуглераживание (диффузию, или выгорание углерода с поверхности детали).

 Я сейчас буду говорить не о стали 95Х18, а о сталях, вообще.

 Обезуглераживание, это интенсивное окисление поверхности металла, при высокой температуре, в результате которого углерод, который контактирует с атмосферой соединяется с кислородом воздуха и улетает в виде углекислого газа. Ну, температура, не такая уж и высокая  (по крайней мере, до пережега, еще далеко), где то, при 900, эта катавасия, с углеродом и начинается (для разных сталей, по разному). Но беда в том, что при таких температурах, вообще, весь углерод, который находится в металле, в результате колебаний отомов в увеличенной решетке, очень неплохо перемещается и на место выгоревших атомов углерода, паровозиком приходят новые и то же выгорают. Вот и получается, что чем больше температура, тем быстрее прибегают выгорать новые атомы углерода и, чем дольше мы будем держать деталь, тем толще получится обезуглероженный слой. А обезуглероженный слой это именно то, что мы называем - гвоздилин. Потом, когда мы будем эту деталь калить, серцевина закалится, как положено, для данной стали, а поверхность не закалится, вообще. Если прверхность сошлифовать и дойти до нормальной стали, там мы уколим твердость и увидим, что все нормально. Если, заготовка технологически будет, после такой неудачной ТО обточена, то ничего страшного в обезуглераживании нет, оно все уйдет в стружку. Величина обезуглераживпния, если хорошо постараться, может дойти до 1 мм  (я больше не встречал). Но, если даже, случится так, что произойдет обезуглераживание на нужной, для работы поверхности, то это, все равно можно исправить. После некоторых манипуляций с защитными покрытиями, этот дефект можно восстановить цементацией.

 Разные марки сталей, ро разному воспринимают этот процесс. Есть стали склонны к обезуглераживанию (напр. сталь 45), а есть - не склонны. Сталь 95Х1, не склонна к обезуглераживанию. Для того чтобы получить на ней слой обезуглераживания в 1 мм, ее нужно держать, при 900 град, наверно, пару суток. Конечно, этого никто делать не будет.

 Вы можете смело положить свои заготовки в печь, открытым способ, нагреть на 900 град, ведержать 2 часа, потом нужно медленно их там охладить. Чем медленнее они остынут, тем лучше будут сверлиться, или фрезероваться. Я, например, грею их в пакете с чугунной стружкой (для веса), выдерживаю часа три и выключаю печь. Это называется, "детали остывают с печью".Утром можно забирать и обрабатывать. К слову сказать, чугунная стружка, так же очень хорошо препятствует процессу обезуглераживания, но это отдельная тема. Если нет такой возможности, можно медленно понижать температуру или по программе, или вручную.

Что касается пережега, то там совершенно другие процессы и они происходят, при более высоких и недопустимых температурах, в структуре и по всему объему металла. Эти пооцессы  и ведут к необратимым (для термического цеха) превращениям и окончательному браку.

 Спаравочники по термообработке, нужно читать и выполнять дословно, не занимаясь фантазиями и интерпритациями, это может плохо закончиться.

3

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Создайте аккаунт или войдите для комментирования

Вы должны быть пользователем, чтобы оставить комментарий

Создать аккаунт

Зарегистрируйтесь для получения аккаунта. Это просто!


Зарегистрировать аккаунт

Войти

Уже зарегистрированы? Войдите здесь.


Войти сейчас